• Крупнейшая карликовая планета

4 * 1021 кг

102 937 земных суток

5,16 - 7,7 млрд. км

атмосфера отсутствует

Карликовая планета Хаумеа находится в зоне известного пояса Койпера, расположенного за орбитой Нептуна. Она занимает 4-е место по размеру среди известных планет-карликов.

Земляне узнали о существовании Хаумеи совсем недавно — в 2005 году. Право считаться первооткрывателями делят между собой две группы ученых: американские астрономы (под руководством Майкла Брауна) и испанцы (руководитель Хосе Ортис). Они практически одновременно обнаружили новый небесный объект.

Некоторое время планета не имела своего имени, обозначаясь лишь буквенно-цифровым кодом. Затем ей дали название в честь гавайской богини плодородия. Открытые в том же 2005 году спутники получили имена дочерей Хаумеи: Намака (дух воды) и Хииака (покровительница танцоров).

10 интересных фактов о Хаумеа

1. Хаумеа является чемпионкой по скорости вращения вокруг своей оси: ее сутки составляют меньше 4-х земных часов.

2. Чтобы облететь вокруг Солнца, планете необходимо почти 284 земных года. Диапазон удаленности от светила составляет от 5 до 8 млрд. км.

3. Хаумеа — достаточно заметный в космосе объект с высокой степенью яркости. По последним данным, ее видимый блеск равен 17,2 m.

4. Абсолютная величина карликовой планеты составляет 0,01. Ее средний диаметр — почти 1400 км.

5. Хаумеа обладает необычной, слегка сплюснутой формой, напоминающей яйцо.

6. Поверхность планеты состоит из камня и зернистого льда с примесями минералов. Ее температура не поднимается выше –220°С.

7. Ученые считают, что несколько миллиардов лет назад произошла катастрофа: в Хаумеа врезался какой-то небесный объект, который изменил ее форму, придал необычную скорость вращения и создал оба спутника. Это же объясняет и ее плотность, которая несколько выше, чем у других карликовых планет.

8. Предполагается, что пятно красноватого цвета на светлой поверхности планеты — это след от удара. По другой гипотезе, оно может являться скоплением каких-либо минералов.

9. Кроме двух спутников Хаумеи, которые двигаются в разных плоскостях, ее осколками считаются еще три близлежащих астероида.

10. В 2017 году возле карликовой планеты были обнаружены полупрозрачные газопылевые кольца.

Поскольку Хаумеа обнаружена в космическом пространстве совсем недавно, ее активное изучение только началось: астрономы неустанно выдвигают гипотезы и делают открытия.

Найдите новую карликовую планету в виртуальной Галактике и преподнесите в подарок дорогому вам человеку. Хаумеа станет его талисманом и космической покровительницей, притягивающей веселье и изобилие.