• Символ

1303 кв. градуса

• Ярчайшие звёзды
    Альфард (α Hya), γ Hya

• Соседние созвездия
    Дева, Чаша, Ворон, Секстант, Лев, Рак, Малый Пёс, Единорог, Корма, Компас, Насос, Центавр, Волк, Весы

• Созвездие видимо в широтах
    от +55° до −83°

• Лучшее время для наблюдения
    на территории России
    февраль, март

Созвездие Гидра — небесный чемпион по размеру, который составляет более 1300 кв. градусов. Оно расположено в Южном полушарии, между Раком и Весами.

Гидра включает в себя множество интересных явлений: молодые звезды, коричневые карлики, несколько открытых и шаровых скоплений, спиральная галактика, планетарная туманность Юпитера, радианты двух метеорных потоков и др.

Созвездие известно с глубокой древности. Еще во II веке его обнаружил знаменитый греческий ученый Птолемей. Название в переводе с латинского звучит как «водная змея». Самым лучшим временем для наблюдения считаются февраль и март.

Немного из мифологии

Есть две основных легенды об имени созвездия. Самая популярная связана с древнегреческим мифом о 12 подвигах, совершенных Гераклом. Одним из них была победа над Лернейской гидрой — огромным девятиголовым чудовищем. Сначала Гераклу пришлось выманить гидру из убежища горящими стрелами, а потом — отрубать головы, на месте которых тут же вырастали новые. Но вместе с верным колесничим Иолаем они одолели чудовище, а его ядовитой кровью пропитали свои стрелы.

Второй миф рассказывает о том, как бог Аполлон послал своего ворона к источнику за водой. Ленивая птица не только сильно задержалась в пути, но и зачерпнула в чашу змею. Разгневавшись, бог швырнул чашу на небо, а следом — птицу и змею. Так в Южном полушарии появились созвездия Ворона, Чаши и Гидры.

Яркие звезды Гидры

Созвездие может похвастаться размерами, но не обилием ярких звезд — их совсем немного.

1. Самая яркая — Альфард (или альфа Гидры) — оранжевый гигант с визуальной величиной 2,0. Эта звезда (по-арабски — «одинокая») удалена от Земли на 177 св. лет. Она в 3 раза больше Солнца по массе и почти в 50 — по радиусу. Возраст определяют в 420 млн. лет.

2. Второй по уровню светимости (в 650 раз больше солнечной!) считается гамма Гидры. Арабы называют этот желтый гигант «хвостом Змеи». Звезду можно увидеть с Земли без помощи оптики, хотя она удалена на 134 св. года. Визуальная величина — 3,2. Возраст светила — более 370 млн. лет.

3. R Гидры относится к переменным звездам. Красный гигант, удаленный от Земли почти на 540 св. лет, изменяет силу своего света от 3,2 до 11m. В «затухающий» период его почти невозможно обнаружить на небе. В 2006 г. было сделано фото в инфракрасном излучении, которое запечатлело мощную (в 400 раз больше массы Земли) ударную волну звезды.

4. Кси Гидры — еще один желтый гигант, расположенный достаточно близко — 130 св. лет. Его визуальная величина — 3,6. Масса превышает солнечную в 3 раза, но температура значительно уступает, составляя всего 5000 К.

5. Эпсилон Гидры — близкая (140 св. лет от Земли) система. Она состоит из двойной звезды (общая светимость 3,4) и двойной пары 7-й величины.

Выбирая созвездие Гидры в качестве подарка, мы подчеркиваем широту души, мудрость и разностороннее развитие человека. Сделать такой дар можно в виртуальной Галактике.