• Спутник Сатурна

2,77 дня

• Среднее расстояние от Сатурна

следы кислорода

Диона — 4-я по величине из 62 лун Сатурна. Ее открыл весной 1684 года итальянский ученый Дж. Кассини, бывший в то время директором обсерватории Парижа. Профессор Кассини стал «отцом» еще для трех спутников Сатурна — Реи, Япета и Тефии, последний был обнаружен им одновременно с Дионой.

Во Франции их звали «звездами Луи» в честь короля Людовика XIV, а за пределами страны просто обозначали цифрами.

Современные варианты названий были предложены Дж. Гершелем в 1847 году и сразу обрели популярность. Все они связаны с родственниками древнегреческого бога Кроноса (в римском пантеоне — Сатурна).

Диона — достаточно противоречивая фигура в греческой мифологии. Ее причисляют и к титанидам (женщинам-титанам), и к океанидам (покровительницам вод). А Гомер называет ее возлюбленной Зевса, матерью Афродиты и Диониса.

Чем удивляет и привлекает Диона

1. Диаметр Дионы — более 1122 км, а масса составляет 1,09*1021 кг. Она заслуженно занимает свое 4-е место среди многочисленных собратьев.

2. Спутник удален от Сатурна в среднем на 378 тыс. км и вращается вокруг него по круговой орбите, обходя планету за 2,7 земных дня. Синхронно с Дионой движутся еще два спутника-троянца — Елена и Полидевк.

3. Плотность небесного тела, составляющая 1,5 г/см3, говорит о том, что в составе преобладает лед с присутствием небольшой доли горных пород. Допускается, что под ледяным слоем есть и твердое ядро.

4. Диона всегда обращена одной стороной к своему «властелину», поэтому ее переднее и заднее полушария отличаются по цвету и рельефу.

5. Ведущая (или лицевая) сторона спутника светлее, она меньше покрыта кратерами. Задняя, красноватая из-за влияния магнитосферы, носит сильные следы метеоритных атак.

6. Явление выглядит странным, ведь основные удары должны были достаться ведущему полушарию. Ученые объясняют это тем, что от мощного толчка Диона изменила направление, развернувшись практически на 180°.

7. На спутнике есть несколько разновидностей рельефа: кратеры размером до 120 км, хребты, впадины и равнины. Исследователи считают, что долгое время спутник был геологически активен.

8. Диона имеет очень слабую атмосферу (скорее, даже экзосферу) с тонким слоем ионов кислорода. Ее появление пока не могут объяснить, выдвигая различные, порой противоречивые, гипотезы.

9. Из-за высокого альбедо (способности отражать свет) спутник можно увидеть с Земли в виде яркой точки.

Диону изучали с помощью космических аппаратов «Вояджер» и «Кассини». Последний смог пролететь мимо спутника на расстоянии всего в 100 км, сделав интересные снимки, подтвердившие гипотезы ученых.

Яркую Диону можно увидеть с Земли, но еще проще отыскать ее на виртуальном небосводе. Приобретите Диону в качестве личного талисмана или сделайте необычный подарок, который удивит и порадует ваших близких.